УЧЕТ ВОССТАНОВЛЕННЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Существуют ли нормы пробега для восстановленных автомобильных шин? Как их списывать в учете?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Под «восстановлением автомобильных шин» понимается наложение на них нового протектора. Восстановлению подлежат шины, имеющие предельный износ протектора и повреждения, не превышающие размеров, установленных ТУ 238 Украины 03 112 739-017-99 «Покрышки пневматических автомобильных шин и бескамерные шины, пригодные для восстановления наложением нового протектора». В настоящее время в Украине действуют Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 08.12.97 г. № 4201 (далее — Приказ № 420). Указанные нормы предназначены для планирования, определения уровней тарифов и рациональных расходов материальных ресурсов и т.д. и обязательны для использования автотранспортными предприятиями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Согласно пп.1.2 п.1 Приказа № 420 нормы эксплуатационного пробега определяются среднестатистическим пробегом шин, которые не восстанавливались и изъяты из эксплуатации вследствие:
- износа рисунка протектора при условии пригодности к восстановлению;
- разрушений производственного и эксплуатационного характера, исключающих возможность восстановления шин.
Отсюда можно сделать вывод, что нормы эксплуатационного пробега, утвержденные Приказом
№ 420, не распространяются на восстановленные автомобильные шины. Других же официальных документов, устанавливающих нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, в Украине не существует.
При отсутствии официально утвержденных норм эксплуатационного пробега восстановленных автомобильных шин автомобильные предприятия вынуждены искать другие основания для достоверного отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по изъятию из эксплуатации ранее восстановленных шин. При этом можно использовать три варианта.
Первый вариант. Предприятие самостоятельно определяет нормы эксплуатационного пробега восстановленных автомобильных шин на основании гарантийных обязательств, установленных шиноремонтными предприятиями.
Второй вариант. Предприятие самостоятельно определяет нормы эксплуатационного пробега восстановленных автомобильных шин на основании Методики товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины и Фонда государственного имущества Украины от 24.11.2003 г. № 142/5/2092. Согласно пп.7.31 п.7 указанной методики «стоимость шины, восстановленной путем наложения нового протектора методом горячей вулканизации, составляет 30% от стоимости соответствующей новой пневматической шины. Стоимость пневматической шины, восстановленной методом холодной вулканизации, первый раз составляет 80% от стоимости новой, второй раз — 60%». При выборе данного варианта следует исходить из предположения, что уменьшение стоимости восстановленной шины по сравнению с новой пропорциональносоответствующему уменьшению нормы эксплуатационного пробега.
Третий вариант. Предприятие, не желая рисковать, применяет для восстановленных автомобильных шин нормы эксплуатационного пробега, установленные для новых шин Приказом № 420.
По мнению автора, наиболее приемлемым является все же первый вариант.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций2 учет автомобильных шин (новых и восстановленных) в запасе и обороте ведется на субсчете 207 «Запасные части» счета 20 «Производственные запасы». По дебету отражаются остаток и поступление, а по кредиту — расходование, реализация и другое выбытие автомобильных шин. Автомобильные шины на колесах и в запасе при автомобиле, которые учтены в цене автомобиля и включены в его инвентарную стоимость, учитываются в составе основных средств. Изношенные шины учитываются на субсчете 209 «Прочие материалы» счета 20 «Производственные запасы».
Основанием для ведения аналитического учета являются Правила эксплуатации автомобильных шин, утвержденные еще Миннефтехимпромом бывшего СССР 21.10.83 г. На каждую шину, установленную на автомобиль при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы. При этом в карточку вносится следующая информация:
- состояние шины (новая, восстановленная, бывшая в эксплуатации);
- обозначение (размер) шины, модель шины, ГОСТ или ТУ на шины, заводской номер, норма слоистости или индекс грузоподъемности, эксплуатационная (гарантийная) норма пробега, завод-изготовитель новой шины или шиноремонтное предприятие восстановленной шины;
- марка, модель и государственный номер автомобиля (прицепа), на который устанавливается шина;
- дата установки шины.
Ежемесячно в каждую карточку учета работы автомобильной шины вносится фактический пробег (на основании путевых листов автотранспорта). При снятии шины с эксплуатации в карточке учета указывается: дата демонтажа, полный пробег, причина снятия, определяемая комиссией, остаточная высота рисунка протектора, куда отправлена шина (в ремонт, на восстановление, в утиль, на рекламацию). При отправке шины на восстановление или в утиль карточка учета ее работы подписывается членами комиссии. В данном случае карточка учета является актом списания шины. На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы. На основании карточек учета формируется отчет о пробегах шин по всем транспортным единицам за месяц и нарастающим итогом.
Налоговый учет автомобильных шин (в том числе восстановленных) имеет некоторые особенности.
В соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 1023, операции по замене шин не относятся к реконструкции, модернизации, техническому переоснащению и другим видам улучшения транспортного средства (ТС), а относятся к их техническому обслуживанию. Это значит, что в налоговом учете затраты на замену шин не увеличивают стоимость основных фондов, а включаются в состав валовых расходов плательщика налога на прибыль согласно требованиям ст.5 Закона о прибыли4.
Однако работники налоговых органов имеют поэтому вопросу несколько иную точку зрения: по их мнению, к техническому обслуживанию ТС относится только замена автомобильных шин согласно нормам их эксплуатационного пробега, а замена шин, которые стали непригодными к эксплуатации, но пробег которых не соответствует указанным нормам, относится не к техническому обслуживанию, а к ремонту ТС5. При этом в налоговом учете затраты по замене шин, срок использования которых закончился согласно нормам эксплуатационного пробега, включаются в состав валовых расходов в соответствии со ст.5 Закона о прибыли (при условии эксплуатации ТС в хозяйственной деятельности). Если же пробег шин не соответствует эксплуатационным нормам, затраты по их замене отражаются как расходы на улучшение основных фондов и подлежат амортизации в соответствии со ст.8 Закона о прибыли (при условии эксплуатации ТС в хозяйственной деятельности).
В завершение следует указать, что приведенная точка зрения автора не является бесспорной, но все же рекомендуем руководствоваться ею при изъятии из эксплуатации автомобильных шин (в том числе восстановленных).
Array
Похожие записи
УВЕЛИЧЕНИЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛА ООО: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ
14.09.2010
Предприятие, применяющее обычную систему налогообложения, предоставляет туристические услуги
02.04.2002
Оперативная аренда помещения и бартер
10.12.2003