Транспортный отдел ООО осуществляет отгрузку зерна с элеватора. В ходе работы осуществляются платежи как за погрузочные работы с элеватором - так и с контролирующими организациями карантинными, ветеринарными службами, службами госветконтроля на транспорте, службами облгосхлебинспекции. Платежи осуществляются без заключения договоров на основании выставленных счетов. После завершения отгрузки необходимые документы (оригиналы счетов и налоговых накладных) направляются для отчета в бухгалтерию.
Свидетельством выполнения работ элеваторы считают товарно-транспортные накладные, а контролирующие организации - выписанные заключения и сертификаты.
Правомочны ли требования ООО, кроме оригиналов счетов и налоговых накладных, подписывать акт приемки-передачи в случае:
а) если не заключены договоры;
б) если заключены договоры?
Есть ли необходимость заключать договоры с элеваторами и контролирующими организациями? Все ли работы (услуги) с различными субъектами хозяйственной деятельности (разных форм собственности) должны производиться на основании договоров? Если есть необходимость заключения подобных договоров, то какого характера они должны быть?
В каких законодательных и нормативных документах указано на необходимость и порядок подписания актов приемки-передачи работ (услуг). В каких случаях подписание актов приемки-передачи обязательно, а в каких - нет?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
На основании п.1 ст.21 Закона Украины "О предприятиях в Украине" отношения предприятий с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основании договоров.
Согласно ст.42 и 43 Гражданского кодекса договоры могут заключаться как в устной, так и в письменной форме. В случае, если договоры между организациями или между организацией и гражданином заключаются в устной форме, организация, которая оплатила товары или услуги, должна получить от другой стороны письменный документ, подтверждающий получение денег и основание их получения.
Согласно Разъяснениям Высшего арбитражного суда Украины от 12.03.99 г. № 02-5/111 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием договоров недействительными" хозяйственные объекты должны заключать договоры в письменной форме, за исключением договоров, указанных в статье 43 Гражданского кодекса. Таким образом, свобода выбора у предприятия, организации, которые заключают договоры, между устной и письменной формами договоров является исключением, а обязательная письменная форма договора - правилом. Дву- или многосторонние соглашения (договоры), которые должны заключаться в письменной форме, могут заключаться отдельно путем обмена письмами, телеграммами, телетайпограммами, телефонограммами, радиограммами, подписанными стороной, которая их направляет. Отсутствие оттиска печати предприятия, учреждения, организации на скрепленном подписью договоре не является нарушением формы договора, если иное не предусмотрено законодательством, в частности, ст.66 Гражданского кодекса.
Согласно ст.47 Устава автомобильного транспорта Украины и разделу 8 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом основным перевозным и расчетным документом, который отражает расчеты за перевозку грузов, является товарно-транспортная накладная, которая одновременно является и обязательной письменной формой договора перевозки, поскольку этот договор может быть заключен лишь при условии предоставления грузоотправителем вместе с грузом и товарно-транспортной накладной.
Рассмотрим более детально, в каких законодательных и нормативных документах указано на необходимость и порядок подписания актов приемки-передачи работ (услуг).
Согласно пп.5.3.9 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с учетом изменений и дополнений (далее - Закон), любые расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета, в состав валовых расходов не включаются, то есть все данные должны подтверждаться первичными документами, данными бухгалтерского учета и соответствовать налоговому учету (отчетности).
Первичные документы согласно п.2.1 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее - Положение), это письменные свидетельства, которые фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение. Первичные документы должны быть составлены в момент проведения каждой хозяйственной операции или, если это невозможно, сразу по ее завершению.
Типовые формы единой первичной транспортной документации введены в действие Инструкцией о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы, утвержденной приказом Министерства статистики и Министерства транспорта Украины от 07.08.96 г. № 228/253 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 28.08.96 г. № 483/1508, с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция).
Подпунктом 1.1 данной Инструкции установлено, что выполнение ее положений обязательно для всех субъектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций - юридических и физических лиц как для тех, которые осуществляют перевозку груза автомобильным транспортом на коммерческой основе или для собственных нужд, так и для тех, по заказу которых выполняется перевозка груза автомобильным транспортом на коммерческой основе.
К первичным документам, установленным данной Инструкцией, относятся:
- путевые листы типовой формы № 1 (международные) и № 2 (в пределах Украины);
- товарно-транспортные накладные типовой формы № 1-ТН, при международных перевозках грузов автомобильным транспортом - № CMR;
- талон заказчика типовой формы № 1-ТР.
Подпунктом 2.3 данной Инструкции также установлено, что товарно-транспортная накладная типовой формы № 1-ТН - это единственный первичный документ, который является основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя при перевозке грузов в пределах Украины, а также для их складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Товарно-транспортные накладные выписываются в 4 экземплярах:
- первый экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списания товарно-материальных ценностей;
- второй экземпляр, который водитель сдает грузополучателю, является основанием для оприходования товарно-материальных ценностей;
- третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, водитель передает перевозчику. Третий экземпляр, который является основанием для расчета за выполненные транспортные услуги, перевозчик направляет заказчику автотранспорта для оплаты за перевозку.
После завершения выполнения транспортных услуг согласно пп.3.6.3 Инструкции в талоне заказчика ответственным лицом заказчика автотранспорта должно быть зафиксировано: время отправления автомобиля, показания спидометра при отправлении, количество выполненных поездок, количество приложенных товарно-транспортных накладных и их номера.
Из всего вышеуказанного следует, что товарно-транспортная накладная не фиксирует и не подтверждает хозяйственную операцию - проведение погрузочно-разгрузочных работ. В данном случае должен быть подписан акт приемки-передачи этих работ с указанием всех реквизитов, установленных для первичных документов.
В данном случае необходимо также отметить, что в отличие от бухгалтерского правилами ведения налогового учета (ст.11 Закона) установлено, что датой увеличения валовых расходов производства (обращения) считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит любое из ранее произошедших событий:
или дата списания денежных средств налогоплательщика в оплату товаров (работ, услуг), а в случае их приобретения за наличный расчет - день их выдачи из кассы налогоплательщика;
или дата оприходования налогоплательщиком товаров, а для работ (услуг) - дата фактического получения налогоплательщиком результатов работ (услуг);
и что согласно пп.5.2.1 Закона в валовые расходы включаются любые затраты, уплаченные (начисленные) в течение отчетного периода.
Поэтому, руководствуясь данными статьями Закона, можно сделать вывод, что если в отчетный период расходы за проведение погрузочно-разгрузочных работ включены в валовые расходы после их оплаты, то база налогообложения определена правильно. Но при этом необходимо учесть, что п.1.4 приказа ГНАУ от 8 июля 1997 года № 214 "О порядке составления декларации о прибыли предприятия", с изменениями и дополнениями (далее - Порядок), установлено, что данные, приведенные в декларации, должны подтверждаться первичными документами и данными бухгалтерского учета. То есть первичные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты: название предприятия (учреждения), от имени которого составлен документ, название документа (формы), код формы, дата и место составления, содержание хозяйственной операции и ее измерители (в натуральном и стоимостном виде), должность, фамилия и подпись лиц, ответственных за разрешение и осуществление хозяйственных операций, а также за составление первичного документа, и другие сведения, которые указаны в п.2.4 Положения. Только в этом случае они будут иметь юридическую силу и доказательность.
Array
Похожие записи
Штраф за нерегистрацию НН, не выдаваемых покупателю
29.05.2017
Особенности включения расчета корректировки в декларацию по НДС
06.03.2016
Возвратная финпомощь и предельный размер наличного расчета
04.04.2017