Совместное предприятие, зарегистрированное в г.Киеве, является производителем товаров медицинского назначения. В целях расширения рынков сбыта СП открыло за границей (Российская Федерация, г.Москва) филиал. Головное предприятие по заказам-заявкам филиала передает ему на реализацию указанные товары. Но возникают проблемы при таможенном оформлении товаров, которые отправляются от СП в адрес филиала, поскольку украинские таможенники требуют заключения между предприятием и филиалом гражданско-правового договора (контракта) и без такого документа не разрешают вывозить товар, а российские таможенники, наоборот, утверждают, что между предприятием и его филиалом могут иметь место только организационно-распорядительные отношения, которые базируются на утвержденных предприятием локальных актах, и высказывают удивление по поводу подписанного между СП и филиалом договора. Каким образом правильно оформлять документы при вывозе товаров предприятием в адрес филиала? Может ли предприятие после реализации товаров в России оставлять полученные от продажи средства на своих банковских счетах (валютном, рублевом или гривневом) в г.Москве?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
В теоретических общеправовых вопросах (относительно существования между юридическим лицом и его филиалом только организационно-распорядительных отношений, которые базируются на утвержденных предприятием локальных актах) правы российские таможенники. Статья 6 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г. № 959-XII определяет: "субъекты, которые являются сторонами внешнеэкономического договора (контракта), должны быть способными к заключению договора (контракта) в соответствии с этим и другими законами Украины и/или законами места заключения договора (контракта)". Согласно нормам главы 2 "Лица" и статьям 2, 4, 41, 151, 153-154 Гражданского кодекса Украины и в соответствии с аналогичными нормами ГК РФ сторонами любого гражданско-правового договора (соглашения, сделки) могут быть только физические или юридические лица. Руководитель филиала назначается головным предприятием (юридическим лицом) и действует на основании доверенности от имени предприятия, а филиал не является юридическим лицом (ст.31 ГК Украины, ст.55 ГК РФ). Таким образом, требование украинских таможенников относительно заключения "договора" между СП и его филиалом является неправомерным.
Но констатация указанных выше фактов всех проблем для киевского СП не решит. Дело в том, что порядок проведения хозяйственных операций между украинским предприятием и его филиалом за границей не нашел достаточного урегулирования в действующих на территории Украины законодательных актах. К сожалению, Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г. № 959-XII не определяет правовой статус расположенного за границей филиала субъекта ВЭД - украинского юридического лица и не содержит особенностей проведения операций в сфере ВЭД между таким филиалом и юридическим лицом. А если попробовать применить некоторые нормы Закона № 959-ХII по аналогии, выявляются странные вещи. В частности, при признании филиала украинского предприятия "иностранным субъектом хозяйственной деятельности" следует признать операцию по передаче товаров от предприятия филиалу экспортом капитала, а не экспортом товаров, поскольку в дефиниции "экспорт товаров" по статье 1 Закона № 959-ХII обязательным условием является продажа товаров, то есть - заключение того же самого гражданско-правового договора, существование которого между данными сторонами невозможно (как было установлено выше). В соответствии с нормой той же статьи, под экспортом капитала следует понимать "вывоз за границы Украины ... капитала в любой форме (валютных средств, продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав) в целях получения прибыли от производственной и других форм хозяйственной деятельности". Детального порядка вывоза капитала в Законе № 959-ХII нет. Указом Президента Украины от 13.09.95 г. № 839/95 вместо понятия "вывоз за границы Украины капитала" было введено похожее с ним по смыслу понятие "инвестирование имущественных ценностей резидентами за пределами Украины". Согласно п.1-2 Указа № 839/95 при инвестировании имущественных ценностей резидентами за пределами Украины в целях их закрепления за филиалами и другими обособленными подразделениями для выполнения возложенных на них задач, инвестиции могут осуществляться в виде имущественных прав и имущества, кроме сырья, комплектующих изделий и запасных частей, товаров народного потребления, а также таких, которые согласно действующему законодательству отнесены к высоколиквидным и относительно экспорта которых предусмотрено лицензирование, квотирование или специальный режим. Как видим, вывоз товаров за границу в адрес собственного филиала не подпадает и под дефиницию "экспорт капитала" или "инвестиции за границу". Вероятно, по причине несовершенства приведенных нормативных актов Государственная таможенная служба Украины, в компетенцию которой входит определение порядка таможенного оформления операций (ст.37 Таможенного кодекса), также не определила каких-либо особенностей порядка оформления хозяйственных операций между украинским предприятием и его филиалом за границей. Более того, Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденная приказом Гостаможслужбы от 09.07.97 г. № 307 в действующей редакции (раздел 2), требует заполнения декларантом всех граф ГТД, в том числе и графы 24 "Характер сделки", и пункта 4 графы 44 "Договоры". Орган Государственной таможенной службы не принимает ГТД для оформления в случае ее представления без полного комплекта документов, необходимых для осуществления таможенного оформления товаров, или если ГТД заполнена декларантом с нарушением Инструкции № 307 (п.4 Положения о грузовой таможенной декларации, утвержденного постановлением КМ Украины от 09.06.97 г. № 574).
Таким образом, украинские таможенники, несмотря на абсурдность ситуации, действительно могут на основании указанных выше нормативных документов отказать СП в оформлении вывоза товаров в адрес филиала без оформления договора с филиалом.
Возможные выходы из ситуации:
Первый вариант. Представлять при таможенном оформлении товаров вместо "договора с филиалом" внутренний распорядительный документ предприятия, оформленный в соответствии с требованиями Устава СП (приказ, распоряжение, протокол), который будет содержать соответствующую информацию относительно решения о перемещении товаров в адрес филиала, порядка расчетов и др. В случае отказа таможни в оформлении товаров - обжаловать Карточку отказа в таможенном оформлении как акт ненормативного характера в судебном порядке, ссылаясь на изложенные выше общеправовые нормы (п.1 ст.12 АПК, п.1, пп.6.2.1 Разъяснение Президиума ВАСУ "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или других органов" от 26.01.2000 г. № 02-5/35) Но при этом не исключены большие затраты времени (в особенности, если будет нужно обжаловать отказ при каждой попытке вывоза товаров).
Второй вариант. Подать заявление в Высший арбитражный суд о признании недействительными соответствующие пункты Инструкции № 307 Гостаможслужбы, нормы которых нарушают права заявителя (ст.1, 12, 14 АПК).
Общие замечания к первым двум вариантам:
а) при судебном обжаловании Карточки отказа или норм Инструкции № 307 дело усложняется запутанностью существующих законов и разногласиями между действующими нормативными актами (см. выше);
б) почти гарантировано затяжное рассмотрение дела с несколькими пересмотрами (как свидетельствует практика рассмотрения споров с центральными исполнительными органами);
в) отмена отдельных норм Инструкции № 307 все равно потребует дополнительного нормативного установления порядка особенностей таможенного оформления операций между предприятием и филиалом;
г) даже решение проблемы таможенного оформления вывоза товаров из СП в режиме "экспорт" в адрес филиала не даст никаких прав оставлять полученные от продажи средства на счетах филиала за границей, как того желает читатель, поскольку согласно Закону Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 23.09.94 г. № 185/94-ВР в действующей редакции выручка резидентов подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки не позднее 90 календарных дней с даты выписки ГТД на экспортируемую продукцию. Добиться выдачи лицензии НБУ на превышение указанного 90-дневного срока очень проблематично, а получить разрешение НБУ на открытие счета для СП за границей - практически невозможно, хотя это и не запрещено законодательством (см., например, Положение о порядке выдачи индивидуальных лицензий на открытие юридическими лицами - резидентами Украины счетов в иностранных банках, утвержденное постановлением Правления НБУ от 05.05.99 г. № 221).
Третий вариант (наиболее приемлемый). Реорганизовать филиал киевского СП в г.Москве в юридическое лицо и зарегистрировать дочернее предприятие со 100% украинским капиталом в желаемой руководством СП форме в соответствии с положениями Устава СП, нормами российского законодательства и субъекта РФ, а также с учетом требований Указа Президента Украины от 13.09.95 г. № 839/95 "Об инвестировании имущественных ценностей резидентами за пределами Украины" и Положения о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины, утвержденного постановлением КМУ от 19.02.96 г. № 229. Заключить соответствующие договоры (контракты) между СП и ДП, при этом можно будет избежать проблем с таможенным оформлением экспорта/импорта товаров. Доходы от реализации товаров на территории России могут быть зачислены на счета (в том числе и валютные), открытые по месту нахождения ДП (с учетом обязанности относительно возврата валютной выручки в Украину по контракту между СП и ДП). Поскольку ДП будет находиться под полным контролем СП, возможно фактическое регулирование со стороны руководства украинского предприятия вывозных цен на товары, которые экспортируются по контрактам между СП и ДП, путем установления в контракте необходимой "договорной" цены, которая будет отвечать интересам собственников СП в каждый конкретный момент (но с учетом норм таможенного и налогового законодательства Украины и РФ, в частности, в области установления "индикативных цен" на отдельные товары при экспорте/импорте).
Array
Похожие записи
ОБЛОЖЕНИЕ НДС РЕКЛАМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
07.09.2014
Подписание первичных документов
21.12.2013
Коммерческие банки обязаны уплачивать сборы в Фонд гарантирования вкладов физических лиц, созданный в соответствии с Указом Президента Украины «О мерах по защите прав физических лиц — вкладчиков коммерческих банков Украины». Относятся ли суммы сборов в этот Фонд к валовым расходам коммерческого банка?
07.08.2000