НДС-ОБЛИГАЦИИ НА СУММУ НЕПРАВОМЕРНОГО БЮДЖЕТНОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ
Предприятие получило облигации внутреннего государственного займа на сумму бюджетного возмещения по НДС. Бюджетное возмещение образовалось за счет налогового кредита по крупным закупкам у иностранной компании. После получения облигаций договоры с этой компанией признаны недействительными в судебном порядке. Считается ли в этом случае, что бюджетное возмещение получено незаконно и какая за это предусмотрена ответственность? Что делать с облигациями?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Нельзя не отметить, что сложившаяся ситуация достаточно нестандартна, ведь действующее законодательство как раз и направлено на то, чтобы избегать подобных ситуаций. Согласно п.3 Порядка № 3681 основанием для проведения расчетов облигациями являются специальные реестры и заключения о возмещении сумм НДС органов государственной налоговой службы по месту регистрации налогоплательщика, представляемые в органы Государственного казначейства. При этом такие заключения налоговых органов не представляются, если в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты НДС, либо такое дело рассматривается в суде (правоохранительном органе), либо проходит процедура административного обжалования. В этом случае расчет облигациями внутреннего государственного займа (далее — ОВГЗ) должен происходить после окончательного разрешения дела по сути. Поскольку судебный спор о недействительности договора ставит под сомнение право предприятия на получение бюджетного возмещения, налоговый орган, владея такой информацией, не должен выдавать заключение о возмещении НДС. Оставив в стороне этот момент, посмотрим, что будет происходить с облигациями, если они все же были получены.
По сути, выдача ОВГЗ для возмещения сумм НДС — замена одного обязательства государства на другое. В соответствии с п.14 Порядка № 368 органы Госказначейства не позднее следующего рабочего дня после получения от банков подтверждения приобретения налогоплательщиками облигаций представляют их копии органам ГНС. Эти документы являются основанием для отражения в лицевых счетах налогоплательщиков сумм бюджетного возмещения НДС. То есть считается, что в этот момент налогоплательщиком фактически получено бюджетное возмещение. В связи с получением ОВГЗ плательщик налога утрачивает право на получение бюджетного возмещения в виде зачисления средств на текущий банковский счет согласно Закону об НДС2. Одновременно он приобретает право на получение этих средств в порядке, установленном для ОВГЗ. Таким образом, получение средств осуществляется плательщиком НДС уже не в режиме возмещения, а в режиме возврата государственного займа по правилам, установленным для обращения ценных бумаг.
Представляется интересным и правовой статус выданной государством облигации. Данная облигация является ценной бумагой в силу ст.3 Закона Украины от 23.02.2006 г. № 3480-IV «О ценных бумагах и фондовом рынке». А в соответствии с частью второй ст.5 указанного Закона и частью второй ст.198 ГКУ3 отказ от исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со ссылкой на отсутствие основания обязательства либо на его недействительность не допускается. Иными словами, даже при отсутствии у предприятия права на бюджетное возмещение государство не может отказаться выполнять свои обязательства по уже выданным ценным бумагам. В этом-то и состоит неотъемлемый признак ценной бумаги — публичная достоверность (то есть законом предельно ограничено число оснований, по которым должник вправе отказаться от исполнения возложенной на него обязанности). Поэтому дальнейшее обращение ОВГЗ уже не зависит от отсутствия оснований для выплаты предприятию бюджетного возмещения. Так что предприятие может поступать с ОВГЗ по своему усмотрению: например, предъявлять к оплате или продавать.
Однако это вовсе не означает, что бюджетное возмещение было получено законно. То есть с налогоплательщика может быть взыскана сумма незаконно полученного бюджетного возмещения (по результатам доначисления НДС в ходе налоговой проверки), а также применены штрафные санкции. По мнению ГНАУ, изложенному в письме от 14.02.2011 г. № 4091/7/23-4017/1314, по нарушениям, допущенным до 01.01.2011 г. и выявленным после этой даты, должны применяться санкции, установленные Налоговым кодексом. В данном случае речь идет о штрафе в размере 25% суммы неправомерно заявленного к возврату бюджетного возмещения (п.123.1 ст.123 НКУ5).
Array
Похожие записи
НДС: ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО СРЕДНЕДНЕВНЫМ ОСТАТКАМ НА ТЕКУЩИХ БАНКОВСКИХ СЧЕТАХ
25.09.2009
НДС: ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ЗА РУБЕЖОМ
23.02.2006
НДС: НАЛОГОВЫЙ ВЕКСЕЛЬ
31.01.2005