НДФЛ: «И» ИЛИ «ИЛИ» В П.3.5
Правомерно ли требование органов налоговой службы о перерасчете налога с доходов физических лиц, который удерживался, начиная с 1 января 2004 года,
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
в связи с тем, что в п.3.5 ст.3 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» изменение союза «или» на союз «и» осуществится только с 1 января 2005 года?
Проблема, о которой идет речь в вопросе, не является новой. Изначально в п.3.5 ст.3 Закона
№ 8891 было определено, что при начислении доходов в виде заработной платы объект налогообложения определяется как начисленная сумма заработной платы, уменьшенная на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины иливзносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет дохода наемного лица. Примененный законодателями союз «или» при буквальном его восприятии дает право уменьшать базу налогообложения по НДФЛ либо на сумму пенсионного сбора, либо на сумму социальных взносов. Поскольку и пенсионные, и социальные платежи носят обязательный характер, разрешать исключение из налогооблагаемого дохода одного из них – явный абсурд. Тем более, что в ст.4 данного Закона предусмотрено невключение в объект налогообложения и пенсионных, и социальных платежей, начисляемых работодателем (пп.4.3.7).
Первая реакция специалистов (к стати ее высказывали и некоторые народные депутаты) после изучения текста Закона № 889 базировалась именно на таких аргументах и заключалась в том, что применение союза «или» в п.3.5 – явная редакционная погрешность. Единственным разъяснением ГНАУ по этому поводу было письмо от 02.03.2004 г. № 1550/6/17-3116, в котором говорится о том, что «определение суммы, на которую в целях налогообложения будет уменьшаться доход наемного лица в соответствии с пунктом 1.15 статьи 1 Закона, возложено на налогового агента» 2. В этом же письме ГНАУ информировала о том, что законопроектом № 4000-I предусмотрена замена союза «или» на союз «и», а предполагаемая дата введения в действие данного пункта – 1 января 2004 года. Поэтому «при подписании данного проекта Закона доход наемного лица будет уменьшаться на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины и взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования».
Но, к сожалению, данный законопроект был ветирован Президентом Украины и вопрос вновь «повис».
Ситуация значительно осложнилась после принятия Закона Украины от 01.07.2004 г. № 1958-IV, которым союз «или» изменяется на союз «и», но не с 01.01.2004 г., как это планировалось, а только начиная с 01.01.2005 г. Исходя из такого «разрешения вопроса», налоговики на местах сделали вывод о том, что поскольку изменения вносятся с начала следующего года, то новый порядок должен применяться только после этой даты. А в 2004 году предприятия, начисляя заработную плату наемным работникам, должны были самостоятельно определиться: на какую сумму будет уменьшаться начисленная сумма заработной платы – на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины или на сумму взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования (на случай безработицы и на случай временной утраты трудоспособности). Естественно, что уменьшение объекта налогообложения одновременно и на социальные и на пенсионные платежи в период с начала 2004 года работниками органов налоговой службы уже рассматривается как ошибка, а следовательно, необходимо не только пересчитать объект налогообложения, но и применить предусмотренные законодательством финансовые санкции.
Но правы ли работники органов ГНС? По нашему мнению – нет. В п.3.5 ст.3 Закона № 889 говорится о сборе в Пенсионный фонд Украины, который удерживался из суммы начисляемой заработной платы в соответствии с Законом Украины от 26.06.97 г. № 400/97-ВР «О сборе на обязательное государственное страхование». Однако, начиная с 01.01.2004 г. в соответствии с Законом Украины от 09.07.2003 г.
№ 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058) вместо сбора из выплат наемным работникам удерживаются взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование. То есть упоминаемого в пункте 3.5 сбора уже физически не существует.
А общеобязательное государственное пенсионное страхование согласно ст.4 Закона Украины от 14.01.98 г. № 16/98-ВР «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании» является не чем иным, как разновидностью общеобязательного государственного социального страхования. При таком подходе и Пенсионный фонд является одним из фондов общеобязательного государственного социального страхования. Кроме того, согласно ст.1 Закона № 1058 страховые взносы – это денежные средства отчислений на социальное страхование и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, уплаченные в соответствии с законодательством, которое действовало ранее, денежные средства, уплаченные на общеобязательное государственное пенсионное страхование в соответствии с этим Законом.
Таким образом, сбор в Пенсионный фонд Украины с 01.01.2004 г. превратился в один из видов взносов на обязательное государственное страхование. А поэтому проблемы «или/и» в п.3.5 ст.3 Закона № 889, начиная с момента вступления в силу данного Закона, то есть с 01.01.2004 г. – не существует: объект налогообложения НДФЛ изначально должен уменьшаться на взносы во все фонды общеобязательного государственного социального страхования, в том числе и на пенсионные взносы. И поскольку оснований для каких-либо перерасчетов в связи с заменой с 01.01.2005г. союза «или» на союз «и» в п.3.5 ст.3 Закона № 889 не имеется, то нет и оснований для применения каких-либо финансовых санкций.
И в заключение отметим, что по мнению авторов, законодателю, внося изменения в Закон № 889 (дабы не вводить в заблуждение налоговые органы и плательщиков налогов), следовало бы не менять союз «или» на союз «и», а удалить из текста пункта слова: «сбора в Пенсионный фонд Украины или», уравняв в правах все виды обязательного государственного страхования, суммы взносов по которым вычитаются из суммы начисляемой заработной платы при определении базы для определения налога с доходов физических лиц.
Array
Похожие записи
Возможность не начислять налоговые обязательства по НДС при продаже российских товаров на территории Украины
04.04.2001
НДС: ЛЬГОТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ МАРШРУТНЫМИ ТАКСИ
16.12.2008
Предприятие-импортер ввозит товары на таможенную территорию Украины под заказ
16.07.2012