Договор купли-продажи партии товара на условиях поставки EXWorks
Предприятие на территории Украины приобрело по договору купли-продажи партию товара на условиях поставки EXWorks. Товар не оплачен. В договоре купли-продажи предусмотрено, что переход права собственности на товар происходит в момент фактической передачи товара представителям покупателя. Забирая товар 27.02.2001 г. со склада поставщика, представитель предприятия получил расходную накладную и налоговую накладную по НДС. В тот же день, то есть 27.02.2001 г., представители предприятия передали товар Укрзалізниці, о чем свидетельствует железнодорожная квитанция. На склад данный товар доставлен только 03.03.2001 г. Имеет ли предприятие право на налоговый кредит по НДС в феврале (дата получения товара и налоговой накладной), а не в марте (дата реальной доставки на склад)?
Кадровий аутсорсинг
На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3
Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере
Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Согласно пп.7.5.1 ст.7 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон об НДС) налоговый кредит возникает по первому из событий: или дате списания средств с банковского счета налогоплательщика в оплату товаров (работ, услуг), или дате получения налоговой накладной, которая удостоверяет факт приобретения налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Однако возникновение налогового кредита непосредственно связано с возникновением валовых расходов у предприятия-получателя. Согласно пп.11.2.1 ст.1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее - Закон о прибыли), датой увеличения валовых расходов производства (обращения) считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из случившихся ранее событий: или дата списания средств с банковских счетов налогоплательщика в оплату товаров (работ, услуг), а в случае их приобретения за наличность - день их выдачи из кассы, или дата оприходования налогоплательщиком товаров, а для работ (услуг) - дата фактического получения налогоплательщиком результатов работ (услуг). Согласно пп.7.4.1 Закона об НДС налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) налогоплательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых издержек производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, подлежащих амортизации. В случае если плательщик приобретает товары (работы, услуги), стоимость которых не относится к составу валовых издержек производства (обращения) и не подлежит амортизации, суммы НДС, уплаченные в связи с таким приобретением, возмещаются за счет соответствующих источников и в состав налогового кредита не включаются. Учитывая эти нормы Закона об НДС, проверяющий может сделать первоначальный вывод, что так как товар не оприходован в феврале (то есть в момент, когда его еще не было на складе), то имеются основания не признать по этому товару валовых расходов и, соответственно, налогового кредита по НДС.
Ключевым моментом в данном вопросе является момент оприходования товара. Некоторые бухгалтеры считают идентичными понятия перехода права собственности и оприходования товара. Это не всегда так.
Согласно п.1.31 ст.1 Закона о прибыли продажа товаров - это любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, которые предусматривают передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию, независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатному предоставлению товаров. Согласно ст.128 Гражданского кодекса право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей признается вручение вещей приобретателю, а равно сдача транспортной организации для отправки приобретателю.
В договоре купли-продажи, который заключило предприятие, предусмотрено, что переход права собственности на товар происходит в момент фактической передачи товара на складе продавца представителям покупателя. Но в Законе о прибыли моментом возникновения валовых расходов является не момент перехода права собственности на товар, а момент оприходования товара. Поэтому недостаточно определить только момент перехода права собственности для определения оприходования приобретенного товара. Не регулируют вопрос определения момента оприходования товара и отраженные в договоре купли-продажи базисные условия поставки EXWorks.
Условие EXWorks означает, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (то есть заводе, фабрике, складе и т.д.). Базисные условия поставки EXWorks (в соответствии с Международными правилами по толкованию терминов "Инкотермс" в редакции 1990 года) определяют обязанности контрагентов по поставке товара и устанавливают момент перехода рисков от одной стороны к другой, а также конкретный срок поставки товара (отдельных партий товара). В частности, при этом базисном условии продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предо-ставленное покупателем, а также за таможенную очистку товара для ввоза, если не оговорено иное. Покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия-продавца к месту назначения. Таким образом, данное условие возлагает на продавца минимальные обязанности. Но базисные условия не регулируют ни момент перехода права собственности на товары, ни момент оприходования товара.
Вопросы оприходования товара непосредственно связаны с наличием первичных документов и отражением их в регистрах бухгалтерского учета. Согласно ст.9 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV
"О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - непо-средственно после ее окончания. Обычно предприятие, приобретающее товар на территории Украины, проводит оприходование товара на основании расходной накладной. Но так как в данном случае имеется временной разрыв между получением расходной накладной и реальной доставкой товара непосредственно на склад покупателя, необходимо максимально точно отразить с помощью первичных документов наличие товара у покупателя на дату, на которую товар им будет оприходован, в данном случае 27.02.2001 г. На практике это можно было сделать следующим образом. Представитель предприятия получил расходную накладную 27.02.2001 г. Получив ее путем факсимильной связи, бухгалтерия предприятия уже имеет возможность на основании факсовой копии оприходовать полученный от поставщика товар. Но расходная накладная не является бланком строгой отчетности, и при наличии временного разрыва между получением товара и реальным оприходованием на складе покупателя некоторые проверяющие не соглашаются с более ранним оприходованием, а соответственно, и более ранним возникновением валовых расходов и налогового кредита.
Поэтому дополнительно можно рекомендовать следующее. Представитель предприятия в тот же день (27.02.2001 г.) должен передать полученный товар для транспортировки Укрзалiзницi. Предприя-тие является в данном случае грузоотправителем, а значит, все реквизиты предприятия-покупателя как грузоотправителя будут отражены в квитанции о принятии груза, которая оформляется на основании приказа Минтранса от 21.11.2000 г. № 644 "О правилах оформления перевозочных документов". Согласно вышеназванному приказу железнодорожная накладная является составной частью комплекта перевозочных документов, в который, кроме нее, входят: дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о принятии груза. Накладная вместе с дорожной ведомостью сопровождает груз на всем пути перевозки к станции назначения, где ее выдают получателю груза (в данном случае грузоотправитель и грузополучатель - одно и то же лицо). Квитанция о принятии груза к перевозке выдается отправителю груза. При этом на самой железнодорожной накладной, на лицевой стороне корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза к перевозке ставится календарный штемпель принимающей железнодорожной станции, в котором указана дата приема груза к перевозке. Наличие квитанции о приеме груза к перевозке со штемпелем принимающей железнодорожной станции, в котором указана дата приема груза к перевозке, и наличие расходной накладной поставщика на отпуск данного товара являются важным моментом. Именно эти документы могут служить основанием для оприходования товара, ведь оригиналы документов уже находятся у представителя предприятия, а дата на штемпеле железнодорожной квитанции, совпадающая с датой в расходной накладной, будет являться датой оприходования товара в бухгалтерском учете покупателя.
На основании всех вышеперечисленных действий предприятие будет иметь возможность оприходовать товар в феврале, а значит, и иметь право на налоговый кредит по НДС. Естественно, по прибытии товара на склад предприятия его представитель обязан представить в бухгалтерию оригиналы всех документов, касающихся данной сделки.
Array
Похожие записи
ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ЗАМЕНА ГСМ
16.06.2008
ВОЗМЕЩЕНИЕ СУТОЧНЫХ РАСХОДОВ ПРИ «БЕЗНАЛИЧНОЙ» КОМАНДИРОВКЕ
27.12.2006
Прокуратура проверяет государственное предприятие
07.08.2002