Банкротство предприятия и выплата пенсий Пенсионным фондом Украины
В 1998 — 2001 годах ОАО находилось в состоянии банкротства. Городское управление Пенсионного фонда Украины в установленный законодательством срок с денежным требованием к ОАО не обращалось, заявление в суд о признании его кредитором ОАО не подавало и поэтому, соответственно, не было признано как кредитор. В 2002 году ОАО вышло из состояния банкротства путем подписания мирового соглашения с кредиторами. После этого управление Пенсионного фонда предъявило ОАО требования по уплате фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий за период нахождения предприятия в состоянии банкротства и уплаты долга по фактическим расходам на выплату и доставку льготных пенсий, который возник до производства дела о банкротстве. В течение 2002-2003 годов предприятие добровольно уплачивало платежи по фактическим расходам на выплату и доставку льготных пенсий, которыми управление Пенсионного фонда погашало указанный долг.
Должно ли ОАО уплачивать упомянутый долг? Правомерны ли действия городского управления Пенсионного фонда по начислению пени и штрафных санкций за несвоевременную уплату указанного платежа?
Кадровий аутсорсинг

На будь-якому підприємстві незалежно від напрямку діяльності ведення кадрового обліку є трудомістким процесом. Необхідно постійно відслідковувати зміни в трудовому законодавстві та враховувати нововведення при веденні діловодства в частині особистих справ штатного персоналу установи, фірми, організації, компанії тощо
Акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3

Сделаем акт выполненных работ по форме КБ2 и КБ3. Это первичный документ подписывается между Подрядчиком, выполнившим любую часть работ за текущий месяц и Заказчиком
Подготовка сметной документации для участия в тендере

Занимаемся разработкой сметной документации для участия в тендере. Выполняется по объемам работ и с учетом требований изложенных в документации конкурсных торгов
Часть вторая ст.13 Закона Украины от 05.11.91 г. № 1788-XII «О пенсионном обеспечении», действовавшая до 15.03.2000 г., устанавливала, что предприятия и организации из денежных средств, предназначенных на оплату труда, вносят в Пенсионный фонд Украины плату, которая покрывает расходы на выплату и доставку пенсий в соответствии с пунктами «б» — «з» данной статьи до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 12 этого Закона, в соответствующих размерах. Часть вторая ст.13 утратила силу в связи с принятием Закона Украины от 17.02.2000 г. № 1461-III «О внесении изменений в некоторые законы Украины», которым, кроме изменений в указанный Закон, были внесены изменения и в Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», в частности, в п.1 ст.2. Он был дополнен абзацем четвертым следующего содержания: «Для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 данного Закона, объектом налогообложения являются также фактические расходы на выплату и доставку пенсий, назначенных в соответствии с пунктами «б» — «з» статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» до достижения работниками пенсионного возраста, предусмотренного статьей 12 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».
Под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении. К государственным целевым фондам относится и Пенсионный фонд Украины.
Таким образом, до 15.03.2000 г. плата, которая покрывала расходы на выплату и доставку пенсий, относилась к обязательному взносу в государственный целевой фонд, а после этой даты расходы на выплату и доставку пенсий используются как объект (база) обложения сбором на обязательное пенсионное страхование.
В 2001 году вступил в силу Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О погашении обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181), в соответствии со ст.1 которого налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное налогоплательщиком или согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства, считаются налоговым долгом. В соответствии с пп.18.1.1 и 18.1.3 ст.18 Закона № 2181 списанию с налогоплательщиков подлежал налоговый долг, который возник по состоянию на 31.12.99 г. и не был уплачен на момент опубликования Закона, а также пеня и штрафные санкции, начисленные на такой налоговый долг. При этом единственным исключением из указанной общей нормы является запрет списания налогового долга налогоплательщика, если до дня вступления в силу ст.18 Закона № 2181 было возбуждено уголовное производство по преднамеренному уклонению лиц от уплаты такого налогового долга. Другие случаи, которые бы предусматривали при определенных обстоятельствах не проводить списание налогового долга, Законом № 2181 не предусмотрены. Не определены они и в специальном нормативно-правовом акте Пенсионного фонда Украины — постановлении правления ПФУ от 12.03.2001 г. № 7 «Об утверждении Порядка проведения органами Пенсионного фонда Украины списания и рассрочки налогового долга (недоимки) по сбору на обязательное государственное пенсионное страхование».
Таким образом, городское управление Пенсионного фонда обязано было списать налоговый долг по внесению ОАО платы, покрывающей расходы на выплату и доставку пенсий, который возник до 31.12.99 г. и не был погашен до даты вступления в силу Закона № 2181. Налоговый долг по внесению платы, покрывающей расходы на выплату и доставку пенсий, и по сбору на обязательное государственное пенсионное страхование, который возник в период с 01.01.2000 г. до 31.12.2000 г. и не был уплачен, должен быть по желанию налогоплательщика (а не по указанию Пенсионного фонда) рассрочен на условиях, предусмотренных пп.18.1.2 ст.18 Закона № 2181.
Относительно событий, происходивших с 01.01.2001 г., необходимо учитывать следующее.
Возбуждение производства дела о банкротстве не является основанием для освобождения плательщиков от обязанностей по уплате налогов, в том числе по уплате фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий и сбора. То есть обязательства по сбору на обязательное государственное пенсионное обеспечение продолжают возникать (как минимум, до момента объявления должника банкротом), поскольку продолжает начисляться заработная плата и выплачиваться соответствующая пенсия, которые являются объектами налогообложения. Однако в соответствии с частью третьей ст.12 Закона Украины от 14.05.92 г. № 2343-XII «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в течение действия моратория не начисляются неустойка (штраф, пеня), другие финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей). Таким образом, городское управление Пенсионного фонда имело право начислять неустойку только с момента прекращения действия моратория.
Что касается того, что управление Пенсионного фонда не заявляло своих требований в суде, необходимо учитывать следующее. Согласно части пятой ст.31 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» требования, заявленные после истечения срока, установленного для их предъявления, не рассматриваются и считаются погашенными. Однако это предписание Закона следует применять в том случае, когда должник признан банкротом и открыта процедура ликвидации. В другом случае, как разъяснил ВХСУ в информационном письме от 19.03.2002 г. № 01-8/307, требования к должнику, которые не были заявлены кредиторами или заявлены ими после истечения установленного статьей 14 Закона месячного срока, который не возобновлен хозяйственным судом в установленном порядке, могут быть предметом иска (п.4 письма). То есть непредъявление требований в суде при рассмотрении дела о банкротстве не свидетельствует об автоматическом их прекращении.
Array
Похожие записи

Отпуск товара по доверенности
13.02.2002

Стоимость прихода ТМЦ (запасные части), полученных при демонтаже основных средств
27.05.2003

«ДЕТСКИЕ» ПОСОБИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
23.01.2006